Распределение компаний-эмитентов по величине уставного капитала

На сегодняшний день ФКЦБ России не может требовать приведения величины уставного капитала в соответствие с действующими на сегодняшний день нормативными, если акционерное общество создано в процессе приватизации, и его уставный капитал был рассчитан по методике, существовавшей на момент создания общества. Это приводит к несоответствию фактической величины активов компании-эмитента его уставному капиталу и создает препятствия для организации вторичного обращения акций этого предприятия на организованном рынке ценных бумаг, а также выпуска корпоративных облигаций. При этом у большинства компаний-эмитентов, особенно созданных в процессе приватизации, накоплены значительные средства от переоценки основных средств на счете «Добавочный капитал», за счет которого можно провести техническую эмиссию и увеличить уставный капитал.

С точки зрения акционеров компании-эмитента увеличение уставного капитала будет означать увеличение номинала акций или их количества, что в конечном итоге, хотя и не является выражением реальной рыночной стоимости активов, которыми обеспечены акции, тем не менее, номинально приводит к увеличению стоимости пакета акций, находящегося на руках у акционеров. Такое решение способно изменить психологию мелкого акционера - физического лица, который в условиях отсутствия реальных рыночных котировок осознал, что его акции растут в цене. Это, в свою очередь, затрудняет недружественное поглощение компании-

эмитента путем организации скупки акций у мелких акционеров (нужно больше средств,

труднее убедить акционера продать акции), что является положительных моментом с точки зрения крупных акционеров и менеджеров компании-эмитента.

На основании вышеизложенного автор считает необходимым предложить внести в закон об акционерных обществах изменения, касающиеся порядка обязательного увеличения уставного капитала до минимальных значений вне зависимости от времени и способа создания компании-эмитента (по аналогии с требуемой величиной чистых активов).

До принятия соответствующихизменений целесообразно поручить представителям интересов государства в рассматриваемых компаниях вынести вопрос об увеличении уставного капитала на заседание Совета директоров с последующим утверждением этого решения на общем собрании акционеров.

2. Вынесение предписаний об обязательной регистрации отчетов об итогах первого выпуска ценных бумаг компаний-эмитентов, созданных в процессе приватизации



     Содержание      Назад      Вперед