Анализ микроэкономических факторов 9

Можно выделить несколько тенденций, заставляющих компанию развивать свой инновационный и научный потенциал. Во-первых, рынки достаточно структурировались, цена выхода на новый для компании рынок возросла, поэтому широко применяемая ранее стратегия диверсификации стала неэффективной. Во-вторых, конкуренция на рынках усилилась,
монопольных рынков почти не осталось. Значимость фактора цены уменьшается, а фактора потребительских качеств продукции . возрастает. Потребитель переориентируется на оценку экономической эффективности использования продукции, и часто оказывается, что даже при меньшей цене продукция неконкурентоспособна или станет неконкурентоспособной в обозримом будущем.
Для оценки инновационного и научного потенциала компании-эмитента целесообразно использовать количественный показатель . объем доходов, направляемых на финансирование научных разработок. Мировые компании - лидеры в отдельных отраслях направляют на НИОКР порядка 8-10% своих доходов. В России при уровне доходов, несоизмеримых с доходами западных компаний, на эти цели направляется не более 3%52.
Таким образом, заключение об инновационном и научном потенциале компании-
эмитента дает возможность инвестору определить перспективы сохранения позиций на существующих рынках сбыта, а также возможность завоевания новых продуктовых ниш.
Изучение динамики финансовых показателей компании, прозрачный учет и отчетность,
а также будущие денежные доходы и расходы компании . это основные аспекты анализа финансового состояния компании-эмитента. Цель проведения инвестором финансового анализа . оценить эффективность использования активов компании-эмитента.
Особенностью российской практики анализа финансового состояния компании-эмитента является система бухгалтерского учета, существенно отличающаяся от международных стандартов, что затрудняет использование многих существующих на Западе методик финансового анализа53.
Для анализа деятельности компании и оценки его текущего финансового положения используются финансовые коэффициенты. В практике финансового анализа существует множество финансовых коэффициентов, однако, для решения конкретных задач аналитики используют лишь часть из них, позволяющие отразить общее состояние эмитента или конкретный аспект его финансово-хозяйственной деятельности. При этом многие показатели


52 Сироткин Д.Г. Инновации и компании: куда идет процесс? Тез. докл. конф. Управление в России: отказ от иллюзий. . Санкт-Петербург: Альт, 2000. . С. 5
53 Более подробно об этой проблеме, а также об источниках информации для проведения финансового анализа см. параграф 3 главы I.



     Содержание раздела